Директор Тотемского музейного объединения Алексей Новосёлов принял участие в стажировке на территории Франции

Стажировка «Модельные проекты и основные подходы культурных стратегий Франции»  проходила в период с 3 по 10 июня в регионе Нор – Па-де-Кале (Северная Франция) и Париже. Для участия в программе было отобрано шесть участников из числа победителей конкурса «Культурная мозаика малых городов и сёл». Помимо Алексея Новосёлова, ими стали представители Архангельской и Новосибирской областей, республик Удмуртия и Карелия, а также Пермского края; участники представляли не только музеи, но и дома культуры, и некоммерческие общественные организации. Куратором стажировки стала Наталья Копелянская – один из ведущих специалистов по музейному делу в стране, практик творческой группы «Музейные решения». Всё финансирование стажировки, включая перелёт, проживание и питание, взял на себя благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко. В программу стажировки входило знакомство с учреждениями, осуществляющими передовые культурные практики – музеями, культурными центрами, ассоциациями. Участники смогли встретиться с представителями местной власти и задать актуальные вопросы, в частности, о финансировании сферы культуры в целом, о работе общественных объединений, о «низовых» инициативах и механизмах их поддержки властью. Рассказывает Алексей Новосёлов: «Во многих местах региона Нор – Па-Де- Кале в органах власти присутствует следующее словосочетание: отдел (департамент, управление и т.п.) культуры и развития. То есть власть чётко осознаёт, что культура – это драйвер роста и локомотив развития территории.

В понятие «развитие», которое идёт в связке с культурой, входит в основном поддержка общественных инициатив. Если у нас в стране только- только начинают самоорганизовываться небольшие объединения активных граждан, то во Франции этот процесс имеет уже более чем столетнюю историю. Здесь подобные НКО зовутся ассоциациями. Власть настолько привыкла к тому, что жители сами проявляют актуальные для городов инициативы, что спокойно делится с ассоциациями частью бюджетного финансирования. Например, в Аррасе для генерации идей по развитию территории был создан так называемый «Офис культуры», который содержится муниципалитетом. У нас подобные практики только начинают возникать, в Тотьме созданы «Дом НКО» и фонд развития общественных инициатив «Соль Земли», у которых схожие цели и задачи.

Очень понравился пример с аббатством Бельваль, где лично для меня самое поразительное то, как 200 человек деревни объединяются, создают ассоциацию, платят членские взносы, устраивают конкурс на привлеченного менеджера и спасают памятник от разрушения, давая ему шанс на вторую жизнь.

Благодаря удачно сошедшимся интересам парижского Лувра и властей Нор – Па-де-Кале японские архитекторы построили целый музейный комплекс «Лувр-Ланс», который стал точкой притяжения как местной аудитории, так и туристов. При этом проект не завершен, а находится в стадии развития: скоро начнется строительство фондохранилища, куда переедет из Парижа часть запасников Лувра, быстро растут гостиницы и кафе, регион становится интересен для гостей, количество которых возросло в десятки раз. Невольно задумаешься, что было бы, если в России крупные музеи не мариновали свои фонды в запасниках, а вместе с регионами создавали бы подобные проекты в глубинке, существенно увеличивая её туристский и культурный потенциал.

Выводы, которые мы сделали, посетив данную стажировку, были довольно просты. Можно сколько угодно говорить, что у нас другая страна и другой менталитет, что финансирование на культуру во Франции значительно большее, чем в России. Конечно, от денег зависит многое, но не

всё. Стажировка ещё раз убедила нас в том, что дело в основном – в людях. Неравнодушных, желающих жить и работать на благо города, объединяющихся в ассоциации, ищущих и находящих себя в том или ином деле. Дело за малым – понять личную ответственность каждого за ту территорию, за то место, где он живёт. Ста лет, как во Франции, на развитие сообществ у нас нет. Потому – всё в наших руках!».