С октября текущего года в краеведческом музее Тотьмы размещена экспресс-выставка «Храм. Завод. Музей», посвящённая 230-летию тотемской Входоиерусалимской церкви.
Средства на строительство храма в XVIII веке выделили богатые тотемские купцы Григорий и Пётр Пановы, занимавшиеся организацией промысловых экспедиций на Алеутские острова. Строительство шло два десятилетия (1775-1795). Нижний придел освящён в честь Входа Господня в Иерусалим, верхний – в честь Николая Чудотворца. Этот храм является ярчайшим примером архитектуры «тотемского барокко» и отражает богатое культурное наследие нашего края.
В советское время у Входоиерусалимской церкви было разобрано завершение колокольни, барабан главки над алтарём и входная арка крыльца. Оформление интерьеров храмов было почти полностью утрачено. В 1930-е годы здание приспособили под винный завод, который находился там до 1985 года. В 1979 году Входоиерусалимский храм был взят под государственную охрану, и, после его освобождения от заводских функций, прошли годы реставраций. Реставрационные работы на памятнике шли под руководством архитектора Игоря Медведева и реставратора Леонида Лукина.
На руинированной старой кладке стен XVIII века удалось поставить столбы-пилоны с арочными перемычками, несущими восьмилотковый сомкнутый свод с барабаном и главой, и всё это было сделано с воссозданием сложного наружного барочного декора. Бригаде Лукина удалось полностью овладеть строительными принципами и навыками старых мастеров.
История музея мореходов началась с приведения внутреннего облика Входоиерусалимского храма в «божеский вид». Коллектив Тотемского музейного объединения, отработав на многочисленных субботниках и вывезя тонны мусора, начал процесс подготовки экспозиции. Инициатором и «двигателем» процесса была директор Тотемского музейного объединения Юлья Ерыкалова, автором научно-экспозиционного решения – Наталья Коренева. Известный вологодский художник Олег Пахомов оформил интерьер, написал ряд портретов для экспозиции. В оформлении залов ему помогала художник музея Лидия Федюшина. Модели кораблей были изготовлены под Вологдой в посёлке Федотово.
Музей мореходов торжественно открылся осенью 1996 года в присутствии губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалёва, став памятником славному прошлому Тотьмы как «метрополии Русской Америки». За почти 30 лет работы через экспозицию музея прошли десятки тысяч посетителей. В числе почётных гостей были отмечены губернатор региона Олег Кувшинников, государственный деятель Александр Коржаков, руководитель областного морского собрания Александр Штурманов. Принимал музей и иностранные делегации – англичан, шведов.
В разное время руководителями музея мореходов были Наталья Коренева, Ольга Завьялова, Анатолий Пахнин.
В 2010-11 годах на колокольню храма был открыт свободный доступ, на собранные средства воссоздана полная звонница. Инициатором процесса был тогдашний глава города Николай Лысанов, а основным вкладчиком – потомок тотемской купеческой династии Арсаковых, калининградец Владимир Глазачев. На втором этаже храма стали проводиться временные выставки.
В 2016 году здание было передано Русской Православной Церкви с целью сформировать там кафедральный собор Великоустюжской епархии. Второй этаж был передан для совершения богослужений, первое из них состоялось в августе 2018 года. Семь лет музей и храм соседствовали в одном здании.
25 октября 2025 года музей мореходов покидает стены Входоиерусалимского храма, и на первом этаже также начнут проводиться православные службы. Таким образом, в год юбилея церкви цикл замыкается, и всё возвращается на круги своя.
Обновлённая экспозиция музея мореходов планирует открыться на новом месте накануне новогодних каникул. По договорённости между музеем и церковью, доступ на смотровую площадку колокольни Входоиерусалимской церкви в летний период будет сохранён.
Выставку «Храм. Завод. Музей» можно посетить в краеведческом музее Тотьмы. Часы работы – со вторника по воскресенье с 10:00 до 17:30 часов. Выходной – понедельник.
Фотографии Романа Ильина, Виталия Белозёрова и из фондов МБУК «Тотемское музейное объединение».





