Студенты-реставраторы вновь помогли тотемским музейщикам вернуть вторую жизнь предметам

С 24 июня по 6 июля в Тотемском краеведческом музее проходила производственная практика студентов 3 курса кафедры живописи и реставрации отделения «Прикладное искусство» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица. Группа из десяти человек под руководством художника-реставратора Екатерины Козловой занималась консервацией памятников деревянной скульптуры из собрания Тотемского музейного объединения. Главной задачей молодых реставраторов было спасти памятники от разрушения: укрепить красочный слой, восполнить утраты, очистить их от загрязнений.

В этом году студенты продолжили работы с так называемыми «тощими свечами» – расписными деревянными подсвечниками XVII-XVIII вв. Студентки Лидия Беляева и Павлина Подпоркина в тандеме занимались восстановлением подсвечника 1659 года. В прошлом году они укрепили деревянную основу и привели в порядок холст, который имел серьёзные повреждения. В ходе этой практики они укрепили холст с красочным слоем и грунтом, удалили загрязнения, убрали пятна воска, сделали тонировки по реставрационному грунту. Также они сделали реконструкцию орнамента по сохранившимся фрагментам. В скором времени подсвечник смогут увидеть посетители Тотемского краеведческого музея в историческом отделе.

В экспозицию возвращён ещё один расписной подсвечник, с которым работал ещё один дуэт молодых реставраторов – Дарья Варанкина и Елена Денисова. В прошлом году они взяли пробу для определения характера грунта и покрытия подсвечника, а также материала, из которого он изготовлен. Специалистами из Русского музея установлено, что основа подсвечника сделана из тополя. Студентами было выполнено подведение реставрационного грунта в местах утрат, нанесены тонировки и защитный слой лака на тонировки и реставрационный грунт. Частично было открыто изображение креста на участке, который был закрашен чёрной краской.

Ещё два предмета для консервации, над которыми работали студенты, были частью иконостаса церкви Входа Господня в Иерусалим в Тотьме. Это фрагмент напрестольной сени в виде карниза с подвешенной тканью и медальон с изображением святого Матфея. Фрагмент напрестольной сени находился в аварийном состоянии: осыпался красочный слой, на древесине были трещины. Предмет был покрыт серебром, которое со временем окислилось, поверхность приобрела чёрный цвет. Студентами Добрецовой Елизаветой и Тюриной Юлией была укреплена основа предмета, склеены трещины, удалены загрязнения, произведено покрытие защитным лаком. Сейчас на памятнике просматриваются участки с золочением. Это уже второй фрагмент резной сени из Входоиерусалимской церкви, приведённый в экспозиционный вид силами студентов академии им. А.Л. Штиглица.

Медальон с изображением святого Матфея имеет серьёзные утраты, лик святого частично утрачен вместе с грунтом. Рама медальона также сохранилась не полностью. С предметом работала Елизавета Петросян. Она укрепила раму, произвела заделку трещин, обеспылила предмет и удалила поверхностные загрязнения, сделала консервацию грунта. На раме медальона теперь можно увидеть фрагменты позолоты. К сожалению, пока речь о включении его в экспозицию не идёт, но предмет спасён от разрушения и приведён в должный вид.

Студенты Брюквина Мария и Романтеева Маргарита работали с запрестольным двусторонним деревянным крестом, поступившим в музей в 1949 году с территории современного Тарногского района. Изображения святых на предмете не просматривались, из-за загрязнений крест казался чёрным. Конструкция креста была расшатана. В ходе консервационных работ были очищены поверхностные загрязнения, укреплена конструкция, паволока грунт и красочный слой. Когда загрязнения были удалены, то оказалось, что крест окрашен в зелёный цвет, стало возможно определить святых, изображённых на нём.

Студентка Анастасия Григорьева приводила в экспозиционный вид столбец от царских врат XVII столетия. Он бытовал в Царе-Константиновской Заборской церкви (современный Тарногский район). Предмет находился в аварийном состоянии: паволока и красочный грунт имели утраты, на поверхности живописного слоя находилась потемневшая защитная плёнка. Потребовалось нанести на памятник профилактические заклейки. В процессе работ памятник был приведён в стабильное состояние: загрязнения удалены, грунт и красочный слой укреплены.

В заключительный день практики студенты продемонстрировали результаты своей работы в присутствии комиссии, состоящей из музейных работников. Также на публичной защите практики присутствовал заведующий кафедрой живописи и реставрации отделения «Прикладное искусство» Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л.Штиглица Михаил Геннадьевич Рогозный.

Сотрудники Тотемского музея выражают признательность Администрации Тотемского муниципального округа и руководству Тотемского политехнического колледжа за помощь в организации практики.